Производство  ->  Электроника и электротехника  | Автор: Сергеева Любовь Петровна | Добавлено: 2015-03-03

Из чего состоит цветовой слой картины

Вспомним слова великого художника эпохи возрождения Альбрехта Дюрера: «…благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него».

Теперь попробуем разобраться в поставленных вопросах. Если в увеличительное стекло рассмотреть репродукцию картины, то заметите, что она состоит из точек, полученных печатанием пурпурной, голубой и желтой красок. Практика цветной фотографии и полиграфии показывает, что с помощью этих красок можно получить многоцветное изображение.

Из истории науки цветоведения

Спрашивается, случайно ли пал выбор на эти цвета? Обратимся к истории. Еще в 1756 году великий М. В. Ломоносов высказал теорию трехкомпонентного зрения, согласно которой в глазу есть нервные клетки, вызывающие ощущение красного, другие – зеленого, третьи – синего цветов. Перед этим английский ученый И. Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света. Явление, когда пучок белого света при прохождении через призму разлагается в спектр.

Человеческий глаз способен видеть только часть спектра – от излучений темно-фиолетового до ультра-красного цвета, характеризуемых длинами волн от 400 до 700 нм (нанометр – единица измерения длины волны световых излучений). При этом ясно видны три наиболее широких участка – основные зоны. Сине-фиолетовая – в пределах 400-500 нм, зеленая – от 500 до 600 нм и красная зона – от 600 до 700 нм. Таким образом, в видимом участке спектра наблюдаем не семь, а всего лишь три основные зоны излучений света: красного, зеленого и сине-фиолетового. Эти излучения лучше всего воспринимаются нервными клетками человеческого глаза.

Что же касается количества цветов и оттенков в спектре, то их можно насчитать великое множество. Доктор технических наук Л. Ф. Артюшин в книге «Цветоведение» пишет: «Натренированный наблюдатель при ярком дневном освещении различает 180 цветовых тонов и до 10 ступеней градаций насыщенностей».

Аддитивный синтез смешения лучей света

Теперь коснемся вопроса смешения цветов, синтеза их. Смешивать можно световые потоки и красящие вещества. Цветовое изображение мы видим благодаря отраженным от него лучом. При этом происходит смешение цветовых потоков, так называемый аддитивный синтез. В чем его суть?

Аддитивный синтез можно осуществлять экспериментальным порядком. Если, например, взять три фонаря с красным, зеленым и синим фильтрами, затем в темной комнате попарно совместить разноокрашенные потоки света от фонарей, то окажется, что в перекрестии лучей появится новый оттенок: синтез совмещенных красных и зеленых лучей – даст желтый, зеленых и синих – голубой, синих и красных – пурпурный.

Сложные цвета – желтый, пурпурный и голубой – как раз и являются теми основными красками, которые используются для получения многоцветного изображения на репродукциях в полиграфии, фотографии и кино.

Субтрактивный синтез предполагает смешение красок

Чтобы понять сущность образования нового цвета при субтрактивном синтезе, разберемся в следующем примере .

Предположим, что на какую-то поверхность нанесли сначала пурпурный цвет, потом сверху – слой желтой краски, слои которых хорошо пропускают свет. Какой же цвет в результате мы получим? Оказывается красный!

Через слой желтой краски пройдут только излучения красной и зеленой зон. Красные и зеленые лучи достигают пурпурного слоя, который пропускает красные и задерживает зеленые лучи. В итоге в наше поле зрения попадут только лучи красной зоны спектра.

Если возьмем другое сочетание – пурпурного и голубого, то окажется, что через них пройдут и отразятся лишь синие лучи, а это значит, что предмет будет восприниматься синим.

Понятие «дополнительный цвет»

Кратко остановимся на понятии «дополнительный цвет». Мы установили, что основными зонами видимого участка спектра при синтезе светового излучения являются лучи сине-фиолетового, зеленого и красного цветов. Следовательно, если получен пурпурный цвет, то дополнительным к нему является – зеленый, дополнительным к желтому – будет синий, к голубому – свет красный.

Если смешать основные по цвету краски – желтую (лимонную), пурпурную и голубую, то получим эффект, обратный синтезу излучения – черный цвет, как следствие различных компонентов. Чтобы определить дополнительные цвета, находим недостающие для получения теперь уже цвета черного. Например, для зеленого – это будет пурпурная краска, для фиолетового – желтая, а для красного – голубая.

Эти краски прекрасно друг друга дополняют. И каждая при этом сохраняет свою самостоятельность. Для полной гармонии художники пользуются «цветовыми аккордами» - сочетаниями из трех цветов. Знание гармоничных цветовых сочетаний применяется не только в живописи, но и при выборе тканей для одежды, проектировании интерьеров, в дизайне.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)