Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Алена Межова | Добавлено: 2014-11-19

Как мы воспринимаем окружающий мир

Наиболее изучено зрительное восприятие. Когда мы смотрим вокруг себя, то видим, что объекты, удаленные от нас на одинаковые расстояние, различны по величине и что один находится позади другого. Как мы это узнаём? Почему мы видим се в трёх измерениях, а не плоским?

Суть дела в том, что мы видим предметы не только глазами, но также и умом. В мозгу постепенно накапливается информация об окружающем мире – у нас появляется опыт. И если бы этого опыта не было, мы могли бы прийти в полное замешательство.

Например, опыт нам дает представление о размере предметов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не скажет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим, что один человек близко, а другой далеко от нас.

Благодаря опыту восприятия у нас формируется представление о перспективе.

Когда мы смотрим на уходящие в даль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходятся. Действует закон перспективы, который гласит: параллельные линии, лежащие в одной плоскости, в перспективе они сходятся в одной точке. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там? Им хочется дойти до того места и посмотреть, как рельсы сошлись.

Движение головы помогает нам определить, что дальше от нас – дерево или столб. Если объекты двигаются к нам, и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому напряжению у нас формируется представление о расстоянии. Другое указание на расстояние возникает потому, что каждый глаз воспринимает изображение по-разному. Все это объясняет зависимость трехмерности нашего восприятия от прошлого опыта, отображенного в мозге.

При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы видим основные признаки предмета или явления, отбрасываем несущественные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро, а при восприятии незнакомых этот процесс длится гораздо дольше.

При восприятии каждый предмет и даже его часть зависят от окружения, в котором он находится. Так, например, невысокий дом, стоящий рядом с очень высоким, будет казаться еще меньше. Когда в Москве строили Калининский проспект , снесли много старинных зданий, имевших большое историческое и культурное значение, но сохранили церковь Симеона Столпника исключительно для контраста. Маленькая церковь рядом с застекленной громадой жилого дома выглядит особенно миниатюрной и изящной. Можно привести бесчисленное количество примеров, сопоставляющих толстое и тонкое, белое и черное, маленькое и большое и т.д. Эта закономерность относится не только к миру предметов, но и к людям и их отношениям. Грустный человек в веселой компании кажется еще грустнее и печальнее. Умный человек рядом с глупым кажется просто гением. Воспитанный человек покажется чрезвычайно манерным среди невеж, не умеющих себя вести.

Целое и его часть в восприятии представляет собой неразрывное единство. Возьмем более близкий вам пример. У каждого подростка наверняка есть компания, к которой он себя причисляет, и в которой его видят чаще всего. Если взрослый говорят о компании – «хулиганы», «босяки» или «бродяги», то значит, что и он, будучи включенным, в этот круг людей, будет восприниматься соответственно. Вполне возможно, что обидные определения ошибочны и многие из этих ребят вовсе не хулиганы. Однако хулиганские поступки некоторых подростков порождают соответствующее отношение ко всей молодежи.

Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощущения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личности человека.

“Вот, например, какой предстала Л.Блик в восприятии молодой сотрудницы литературного музея А.С. Пушкина и знаменитого модельера Ив Сен-Лорана.

Н., конечно, знала, какое место занимала Л.Блик в жизни Маяковского, у нее было свое давно сложившееся отношение к этой женщине и ее роли в судьбе поэта.

Когда Л.Блик пришла по приглашению в музей, Н. увидела, прежде всего, ее возраст, легкий шарф, прикрывающий морщины на шее, яркий макияж, яркий маникюр. Ее поразили холодный тон гостьи, надменность и зеленая меховая шубка.

В эти же годы, может быть, в тот же самый год известный на весь свет законодатель моды Ив Сен-Лоран оказался в Шереметьевском аэропорту, возвращаясь из Японии, домой, во Францию. Он окинул взглядом толпу в зале ожидания и удивился, как много толстых женщин в темной одежде. И вдруг его глаза художника и модельера остановились на элегантной даме в зеленой норковой шубке. Профессионально заметил, что шубка, видимо, от Диора, и спросил своего спутника, не знает ли он, кто эта дама. Тот знал и назвал имя – Лиля Блик. Произошло знакомство, перешедшее в дружбу.

В отношении Ив Сен-Лорана к Лиле Блик ничего предвзятого не было, а о Маяковском он, не имел представления. Ему сразу же бросилась в глаза элегантность Л.Блик, манера держаться, он оценил ее художественный вкус. Потом в Париже увидел, что она интересная собеседница, с которой можно откровенно говорить обо всем, что у нее небанальные взгляды. Ив Сен-Лоран одаривал Лилю Блик своими шедеврами, ему льстило, что она появлялась в его туалетах. К ее 85-летнему юбилею он сотворил платье – это он делал в исключительных случаях и только для самых замечательных женщин, поразивших его воображение художника.”

Индивидуальное своеобразие восприятия зависит также и от психологического состояния в данный момент. Если он бодрый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, если испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэтому восприятие одного и того же человека события, явления разными людьми так сильно отличаются. На восприятие большое влияние оказывает деятельность человека. Восприятие человека любой профессии лучше отражает те особенности явлений, с которыми он постоянно имеет дело в своей работе.

Каждый из вас неоднократно сталкивался с такой ситуацией: как только не выучил урок – обязательно спросят. Это происходит потому, что опытный учитель быстро видит изменения в поведении ученика, его нервозность, напряженность. Но учитель заметит ваше состояние, если он хорошо вас знает. Новый учитель вполне может не обратить внимания.

Еще одно удивительное свойство восприятия – константность

Слово константность означает постоянство, а применительно к восприятию – относительная неизменность отдельных свойств предметов: величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то мы не могли видеть мир устойчивым. Вместо предметов мы бы видели бы блики, мерцание увеличивающихся, уменьшающихся, растягивающихся многоцветных пятен. При каждом движении, при повороте головы, при изменении освещения непрерывно изменялись бы те свойства, по которым мы узнаем предметы.

Благодаря константности восприятия мы легко ориентируемся в окружающем мире. Благодаря константности восприятия предметы сохраняют свою целостность независимо от того видим мы весь предмет или только его часть. Иначе говоря, наша система восприятия разделяет предмет и условия его восприятия. Так, например, уголь и ворону мы видим черными при любом освещении – дневном и вечернем. Снег и страница книги днем и вечером кажутся нам белыми, хотя если присмотреться, то мы увидим, что в сумерках они не белые, а серые.

Человек с первых дней своей жизни учится правильно воспринимать не только предметы, но также пространство, время и движение, так как без этого нельзя нормально ориентироваться и приспосабливаться к тому, что его окружает. Ведь совсем маленький ребенок уже многое умеет: ловить мяч, ездить на велосипеде , становиться выше, - прыгать через скакалку, аккуратно есть, красиво писать, ловко перелезать через забор и многое другое. Ребенок уже научился многим действиям с предметами, движениям, чувствует расстояние до них, ориентируется в скорости их перемещения. Человек продолжает совершенствовать свое восприятие всю жизнь.

В процессе восприятия всегда включены двигательные компоненты. Для лучшего восприятия мы ощупываем предметы руками, следим за ними глазами, поворачиваем голову, чтобы лучше слышать. Все эти действия называется в науке перцептивными .

Моторные компоненты ярко проявляются при осязании различных предметов. При осязании отражение предмета возникает за счет перемещения движущейся руки вдоль поверхности воспринимаемого предмета. Глаз и рука последовательно осматривают, осязают контуры рисунка или предмета. Движение глаз разнообразны по форме, и для нас они незаметны. Если человек пристально смотрит на какую-нибудь точку, то ему кажется, что глаза неподвижны. Однако и в том случае происходит непроизвольные и неуловимые микро движения глаз.

Ученые установили, что перцептивные действия представляют целую систему. Вначале идет обнаружение предмета. Потом мы видим признаки, наиболее характерные для данного предмета. Затем следует ознакомление с выделенными признаками, рассматривание их, сопоставление с теми, что уже известны. Заканчивается процесс восприятия опознанием объекта, т.е. отнесением его к определенной категории объектов .

Этим действиям человек учится постепенно. Он открывает для себя новые предметы и их свойства. У взрослых людей эти действия протекают быстро, в какие-то доли секунды и их можно даже не заметить. Например, шофер такси быстро ориентируется в окружающей обстановке, отмечает реакцию пешеходов и других водителей, движение встречных и попутных машин, дорожные знаки, сигналы светофора или регулировщика, прислушивается к работе мотора и в тоже время слышит разговоры пассажиров. Но это касается восприятия людей, которые хорошо овладели своей профессией. У детей и подростков на любое действие уходит гораздо больше времени. Однако свое восприятие вы можете улучшить.

Мальчики и девочки – два разных мира

С рождения все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному функционирует мозг – это важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богат его эмоциональная сфера, хороша ли будет у него память, какие особенности мышления будут ему присущи. А мы, хотим мы этого или нет, но участвуем в формировании его мозга. Но одинаковые ли результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку? одинаков ли изначально их мозг?

Мы хорошо знаем, что при рождении мальчики обычно крупнее девочек. Но для разных детей все эти показатели могут перекрываться, и ваша дочка может весить больше соседнего мальчика. Единственное различие, которое нас не обманет – половые органы . Стоит запеленать ребенка или одеть ползунки – вот и нет половых различий. Так ли это?

Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей , можно наблюдать, что мозг мальчиков и девочек уже в том нежном возрасте работает неодинаково и в большинстве случаев, проанализировав взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных, - и можно с большой долей вероятности сказать, какого пола этот ребенок. Но ведь они только родились!

При резком изменении условий жизни, к которым генотипически данный вид животных не приспособлен, особи женского пола могут приспосабливаться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации – генотипов. Например, при резком похолодании даже у особей, «не склонных к полноте», может значительно увеличиться слой подкожного жира. То есть женские особи могут уйти из зоны дискомфорта или даже гибели в зону сравнительного комфорта выживания . А особи мужского пола с таким же генотипом не могут так быстро и сильно измениться . Им остается только погибнуть. При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания, где было бы теплее, или изобрести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. Поисковым поведением определяется и тяга самцов в том к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуация, склонность к поиску новых нетрадиционных решений, к рискованным предприятиям.

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различна у мальчиков и у девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но у девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный комфорт и они больше отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опирается на дальнее зрение: они играют друг с другом, бросают предметы в цель и т.д. и используются при этом все представленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полного психологического развития требуется больше пространства, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкафы. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при восприятии детей разного пола?

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитаны на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины: дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательница , в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляется учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки превратились уже в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин. А может ли вырастить настоящего мужчину женщина? Вряд ли. А знаете почему? У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

“Давайте представим себе рисунки детей, т.к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «космос». Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт – лицом, а на лице и глазки, и реснички, и щечки, и губки – все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще мальчики чаще рисуют технику , их рисунки наполнены движением, движением, все вокруг движется, бежит шумит. А девочки рисуют людей , в этом числе и себя.”

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или в школе? Мальчики смотрят на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. “Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации , а девочки для установления контакта со взрослым , то есть мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.”

Время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это и по обращенным к ним глазами строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу это заметил, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо – он все время видит обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность уловить трудовые знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологические и психологические функции? К сожалению, нет.

“Если группе детей задать вопрос, например, о происхождении человека , то вперед выступают девочки и, перебивая друг друга, говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчат. Тогда попробовали увести девочек и задать тот же вопрос мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк версий: от обезьяны, от «клетки ребра человека», прилетели из космоса и т.д.” Почему же так происходит?

У девочек в дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он богаче и интереснее, чем вы можете представить.

Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

“Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики.” А это именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. Т.е. этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требует решение типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные – к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.

Из истории известно, что все профессии осваивали мужчины, а потом женщины доводили ее до высот совершенства.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нетрадиционного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Графологи научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригенальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты.

Женщины и превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом. Мужчины превосходят женщин в видео пространственных умениях, т.к. выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек её нет даже к тринадцати.

Мальчики чаще решают геометрическую задачу с помощью геометрических, пространственных методов: они мысленно поворачивают сравниваемые фигуры в пространстве и накладывают одну на другую.

Девочки и женщины обозначают все углы и стороны буквами и дальше действуют с буквенными символами и с выученными шаблонами-теоремами. Собственно геометрические методы они практически не применяют. Можно сделать вывод, что геометрия – наука для мужчин.

Преподаватели высших учебных заведений знают, что именно для девушек – студенток начертательная геометрия является камнем преткновения. В старших классах школы девочки легче справляются с алгеброй , а мальчики с – геометрией .

Значит, речь лучше развита у девочек и женщин? Оказывается, это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то это сторона речи, несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописания. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных оссациаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это ещё раз доказывает, что сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решение задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек

Обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По- видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше ведение ребёнка не всегда объективно отражает то, есть на самом деле.

Мы сравнили характеристики, которые давали одному и тому же ребёнку родители и воспитатели . К нашему удивлению расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.

Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В тоже время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.

Значит, родители склонны, несколько завышать эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядна, и не замечать эмоциональное переживание сыновей. Т. е. родители обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Даже такие, казалось бы, наглядный черты поведения, которые мы обычно связываем с понятиями «быстрый» или «медленный» ребенок, по-разному оценивают родители и воспитатели. Если в отношении девочек они однозначны, то мальчики в глазах родителей чаще излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми. Правда, иногда, наоборот – именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а их родители считают, что их сыновья очень подвижны и быстры. Т. е. и здесь разногласия касаются почти исключительно мальчиков.

Можно думать, что мальчики осмысливают ситуацию и готовят способ выхода из нее. У девочек же активируется весь мозг: и зрительная, слуховая, и моторная кора, и ассоциативные структуры обоих полушарий. Итак, мальчики кратко временно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчиков – они-то сами другие. Вот и получается, что мама долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся от того, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы , не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «ты плохой», - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень кратко и очень конкретно – чем вы недовольны.

Итак, мы пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит и неправильно на них реагируем. Если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придется начать с нуля и ваш опыт воспитания дочки иногда не только не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдет, если после сына у вас родилась долгожданная дочь, хотя здесь сложностей обычно меньше.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какими они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)