Культура  ->  Танец  | Автор: Никита Сидоренко | Добавлено: 2014-10-24

Народный танец Бурятии - Ехор

История Ехора

Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, распространенного по всей Бурятии древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор или наадан.

Буряты – единственный из современных монголоязычных народов, у которых бытует круговой танец. Об их бытовании в ранние периоды свидетельствуют данные фольклора и этнографии, где они красочно описываются в героическом эпосе.

Бытование хороводных танцев отмечалось в исследованиях русских и иностранных путешественников.

Известный русский путешественник и этнограф XIX века Г.Н. Потанин, описывая свадебный обряд аларских бурят, упоминает о ёхоре как названии хороводного танца.

Одно из самых первых упоминаний слова ёхор встречаем в очерке Н.С.Щукина «Буряты». «Плясок нет, - пишет автор, - а только хороводы. Мужчины и женщины становиться в круг и, взявшись за руки, идут медленно в одну сторону: сперва тихо, а потом скоро – под голос запевалы, за которым и прочие подпевают: ёхорь, ёхорь ёхороо, ёхороо, ёхороже надыйе!» (Н.С. Щукин. Буряты, 1849. Ч. 26.).

В конце XIX – начале XX века бурятский ученый этнограф М.Н. Хангалов написал статью, в которой дал, описание того, как раньше танцевали «ёохор» или «хатарха».

Он пишет: «Танец «Хатарха» -самый распространенный и любимый танец бурят Иркутской губернии. Обыкновенно на вечеринках или других народных торжествах и гуляньях буряты устраивают танец. В этом танце могут участвовать сколько угодно лиц обоего пола.

Национальный танец разделяется на три периода. Первый – когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно передвигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.

Второй период – когда танцующие подвигаются друг другу поплотнее, полуподнимают руки и слегка машут друг другу ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период – когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу.

Ёхор как культурный феномен (выдающееся , небывалое), как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение, изучался в разные годы учеными, исследователями практиками –хореографами. Проблема происхождения ёхора является сложной и спорной.

Буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Все эти объекты символизировали мифическое мировое дерево, т.е. исполнение танца имело религиозный смысл.

Ехор исполнялся во время празднования Сагаалгана, на свадьбе, в ритуале посвящения в шаманы, по случаю приезда молодого гостя и гостьи.

Большей частью ехор исполняли весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе.

Костер, вокруг которого образовывали круг, разжигали после захода солнца. Если число участников было много, то образовывали двойной круг. Здесь можно было не только танцевать, но встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой старались им понравиться.

Народ Бурятии живо и остро окликается на все крупные события своей жизни, отражая их в своем творчестве. Песни, под которые исполняют ехор, имеют различные содержание и тематику. В них отражены темы воспевания природы, труда, любви.

Ехор всегда выделяет из круга исполнителей талантливых певцов и певиц. В каждом улусе был свой ведущий запевала, мастер ведения ехора. Как правило, это были музыкально одаренные люди, наделенные хорошим голосом, артистическими способностями. Они становились главными заводилами, давали ритм запева и слова песни. Иногда устраивали турниры-состязания. Опытные запевалы могли выдумывать новые слова к старой песне, добавляя, что новое. Наиболее удачные строки песен, переходя к другим запевалам, постепенно теряли своих хозяев, становились народными.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать.

Ехор сегодня

В каждую историческую эпоху ехорные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение вносит свои небольшие изменения, свою культуру. Поэтому народный танец всегда современен.

И сегодня ехорные танцы (как и все танцы), а также как народная музыка, песня рождаются как необходимая потребность проявления чувств, потребность в устном народном творчестве передать ощущение красоты жизни, отобразить особенности труда и быта.

Данная работа не исчерпывает всего богатства народного танца Бурятии. Любой ехорный танец определенного района исполняется по-разному, имеет свои, хотя бы и незначительные нюансы, отклонения, отступления в отдельных элементах танца.

«Еохэр», («Ёхор») в иных случаях называют «Хатар».

Оба эти названия бытует в народе и обозначают составные части единого танца : еохэр – хороводное пение, хатар – быстрая плясовая часть ехора.

За долгие годы народ создал множество ярких ехорных движений, выработал разные стили в напеве, характере и манере исполнения, создавая свои местные варианты. Но при этом доктор исторических наук, профессор Дашинима Санжиевич Дугаров выделил ряд наиболее распространенных движений по типам напева и движения 8 вариантов кругового танца бурят: 1.аларо-унгинский, 2.эхирит-булагатский, 3.идинский, 4.тункинский, 5.закаменский, 6.байкало-кударинский, 7. баргузинский и 8. восточно-бурятский.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)