Дом  ->  Все для праздника  | Автор: Пояндаева Надежда | Добавлено: 2015-02-07

Свадебные обряды

Одним из наиболее важных событий в жизни семьи является свадьба. Она всегда была заметным событием в общественной жизни дореволюционной чувашской деревни. Ее проведение санкционировало перед лицом общества вступление в брак его членов. Активное участие в свадьбе принимала многочисленная родня жениха и невесты.

У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством ( туйла, или туйпа кайни); 2) свадьба «уходом» ( х.р тухса кайни ) и 3) похищение невесты, часто с её согласия (х.р варлани). Обычно последние виды свадьбы обуславливались стремлением избежать расходов на её проведение. Полный свадебный обряд состоял из цикла предсвадебных обрядов. Предсвадебный период включал переговоры, которые вел сват (евч. или тупкёча), сговор жениха и его отца с родителями невесты о калыме, приданом и дне свадьбе.

Традиционное время сватовства у чувашей весна. В настоящее время сезонное ограничение на сватовство нет. С пробуждением природы особенно много молодежных увеселений. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам. У верховых чуваш сватов засылали в новолуние. Это было пожелание долгой семейной жизни.

Обычно в доме невесты заранее знали о предстоящем сватовстве. Вечером сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 5 ,7,9,11…человек. Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни жених, ни невеста не составляют пары. Раньше на сватовство мать жениха не ходила, сейчас от этого правила отошли. Цель сватов – уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Уже с порога сват начинал своё слово. В своей хитроумной речи сват избегал прямого назначения персонажей, особенно это, касалось жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и отцом невесты в начале сватовства. Так описывает сватовство А. Салмин «Народная обрядность чувашей».

Вся эта процедура происходит у дверей в дом. Гости не имели права пройти в избу дальше матицы (мачча кашти) Только после утвердительного ответа сваты проходили дальше. Даже зная что, будут сваты, на стол не накрывали. Стол был устлан лишь чистой скатертью. Жених не спрашивал у невесты согласия а, подойдя к ней, наливал ей чарочку водки, клал в неё серебряную монету. Если девушка была согласна на брак, то она выпивала напиток и доставала монету – это и был знак согласия на брак. После этого в доме накрывали на стол. Первым на стол клали хлеб. Первый кусок нарезал зять. Знак того, чтобы на столе у молодых всегда был хлеб. Молодые шли созывать гостей со стороны невесты. В это время родители жениха и невесты договаривались о предстоящей свадьбе. Приходящих гостей угощали гостинцами (кучене=).

В состав гостинца входили чёкёт: =\х\: четверть спиртного. Все это съедалось и выпивалось гостями до полуночи.

Невеста дарит всем присутствующим сватам подарки: мужчинам рубашки, женщинам платки, будущей свекрови дарит нательное бельё, платок, платье. После полуночи сватам давали аналогичный встречный гостинец. Состав гостинца зависел от того пойдет ли невеста с женихом после сватовства в дом жениха. Если невеста оставалась у себя в доме, то в гостинец клали парное количество его составляющих. Сваты из дома уходили только после полуночи, с рождением нового дня. Что символизировало рождение новой семейной жизни. Покидая дом невесты женщины, начинали петь свадебные песни. Во всех исследуемых районах различий в данной церемонии нет.

К предстоящему празднику готовились очень тщательно. В обоих домах и у жениха, и у невесты варили пиво, шурпе, мели дворы и улицу. Родственники жениха и невесты женщины готовят свадебные наряды.

Наряды эти были особенно красочными. И одевать их могла только замужняя женщина. Если же женщина уже стала свекровью, она также лишалась права носить данный наряд. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 килограмма. Когда женщина приготовляется ехать на свадьбу, то серебряные свои украшения все вычистит мелом, чтоб блеснуть в обществе, и, действительно, в таком наряде она производит эффект в своем кругу. У богатой женщины весь наряд стоит более ста рублей серебром, сие свадебное одевание у чувашских женщин бывает весьма продолжительным. Чтобы надеть весь наряд правильно им подруги приходят помочь одеться по всем правилам.

На свадьбу женщина надевала богато украшенный халат, его шили приталенным по груди и спине обшивали серебряным или золотым галуном. Украшали халат богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол, кроме вышивки использовались шелковые нашивки, кружева. Поверх халата надевали украшение из лент (кутхы=), сарё, и вышивали шелковыми, шерстяными нитками украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла костюм женщины. Орнамент узоров – геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев. Также надевали саппун (фартук) в Красночетайском, Ядринском, частично и в Аликовском районах носят фартуки с закругленными краями (сейчас фартуки стали носить пестрые), большая часть Аликовского, Вурнарского, Шумерлинского районов носят фартуки однотонные строго геометрического кроя.

После сватовства обе стороны извещают своих родственников о предстоящем торжестве. После такой повестки поезжание собираются к жениху в дом верхами и на телегах с кибитками и колокольчиками: на хорошей свадьбе бывает подвод до шестидесяти.

Как известно чуваши невест брали из других родов, и за этим строго следили. Чаще всего их привозили из других деревень.

До начала свадебного процесса в обоих домах поминают усопших родственников, просят у них, чтобы свадьба прошла благополучно – без драк и конфликтов.

У ворот жених платит выкуп. Иногда, если жених не хотел платить выкуп у ворот (алёк ук=и), проходили стычки между родственниками невесты и жениха. Бывало, что ворота ломали и даже валили их. После этого жених входил в дом к невесте. Вслед за женихом шли наряженные женщины (туй арём). Они входили в дом, распевая свадебные песни. (см. приложение раздел «Песни»)Как правило, невесты в доме не было. И жених вместе с дружками шли искать молодую, которую могли спрятать в любом помещении. Найдя, вел ее к столу, где их встречали отец и мать невесты. Здесь они получают благословение родителей. Невесты в некоторых районах поют прощальную песню (х.р х\хлев.). После чего начинает раздавать подарки своим родственникам. А в это время женщины (туй арём), молодые неженатые парни пляшут во дворе. Подружки невесты парням прикалывают к груди вышитые невестой носовые платочки.

В дом свекра молодую, закрытую покрывалом, вносили на руках. Невесту снимал с телеги жених и в сопровождении свата и поезжан нес ее в дом. Такая форма входа невесты в дом объясняется запретом в первый раз вступать на голую землю. Под ноги невесты стелят холст или войлок. Войдя в дом молодая клала на печку вышитое полотенце. Смысл ритуала и принесения невестой подарков раскрывается через семантику печки в обрядовой жизни чувашей. На печке живет х.рсурт – дух покровитель дома - очага вообще и женских забот в особенности. От хертсурта зависела дальнейшая жизнь всей семьи в целом. Примет новую женщину в дом – значит, будет все идти нормальным руслом, в противном случае перед семьей возникали большие опасности, вплоть до разорения и развода.

Так же невеста вешает вышитое полотенце перед иконой, ставит свечку. Еще одно полотенце вешает у зеркала.

В доме жениха невеста раздает подарки новым родственникам. Это были вышитые полотенца, рубашки, покрывала и платки, также дарила отрезы из цельного отреза холста. Жениху подносила рубашку.

Потом невесту одевают в женский наряд (см. приложение рис. № 8). Во время обряда молодых угощают маслом и хлебом. Чтобы жених и невеста жили душа в душу. В основе этого обряда (пу= ырни) лежит убирание волос, чтобы их не было видно – в этом было главное внешнее отличие замужней женщины от незамужней. Чуваши считали, что женщина, выйдя без головного убора, навлекает несчастье. За переодевание в женский наряд невеста дарила подарок женщинам, которые ее переодевали.

В это время в дом зятя прибывали родственники невесты (курнуй). Женщины со стороны невесты уже наряжены в свадебный наряд. Они привозили кучене=. Цель визита заключалась в том, что они должны были оценить состояние новых родственников.

Новоявленные свекровь и теща танцевали и обменивались платками. Жених с невестой угощали гостей пивом и вином. На следующий день все гости во главе с молодоженами идут к родственникам жениха. Во всех домах угощаются и веселятся. За тем возвращаются в дом жениха. После чего выкапывают липу во дворе.

По утру на другой день происходит следующий обряд, называемый шу - =ёл пу=лани. Он состоит в следующем. Молодушка должна варить похлебку Яшка. За водой для стряпни она идет в сопровождении девушек; приходят сюда и любопытные парни. Почерпнет молодушка ведро воды, одна из девушек подходит и выливает воду либо на землю, либо на глазеющих парней. После этого начинается взаимное обливание водой. Позабавившись этой игрой вдоволь, девушки и парни с песнями и пляской направляются обратно в избу.

В некоторых районах за водой молодожены ходят вместе. Дойдя до колодца девушка набирает воду, а муж ее опрокидывает. Так происходит три раза. И лишь на четвертый раз они приносит воду в дом.

Описанным обрядом имеется в виду показать молодушке, что она отныне мыслится членом новой для нее семьи, обязанная работать на эту семью и что хождение ее за работой (должно быть: водой) есть ее первая работа по вступлении в дом своего мужа.

Если случалось так, что в семье в один год справляли две свадьбы, то в тот же год надо было справить и третью (пукане туй). Для этого изготовлялись две куклы – мальчика и девочку. Хоть это была как бы всего лишь игра, но к ней готовились точно так же как и к настоящей свадьбе. Точно так же как и в настоящей свадьбе, здесь были свои туй пу=. Они также приходили в дом невесты, (это мог быть дом соседа) с гостинцем, проводили всю свадебную церемонию. Вслед за ними приезжал жених (кукла), и тут проходили все этапы настоящей свадьбы, кроме выкупа приданого, которого тоже не было. Придя в дом «жениха» «молодоженов» так же сажали за стол. Все гости угощались, туй арём так же наряженные пели свадебные песни. Все плясали, веселились, съедали гостинец, как бы присланный родственниками со стороны невесты. После наступления полуночи, с началом нового дня «жениха и невесту» со свадебными песнями провожали из дома. Их относили под какое-нибудь дерево, и оставляли их там жить своей жизнью.

По поверьям верховых чувашей в одной семье не должно в один год быть двух свадеб. Говорили, что одна из семей будет несчастна, и может в скором времени распасться. Поэтому и проводили третью свадьбу (пукане туй). Что интересно, данная традиция соблюдается и сейчас.

Судя по опросу местного населения, современные чуваши помнят и частично соблюдают так же традиционные свадебные обряды, такие, как устройство свадебного поезда, выкуп ворот и приданого, одаривание невесты родственников жениха, показ молодухи колодца на второй день свадьбы и др. Однако мера знания традиционных свадебных обрядов не одинакова среди городского и сельского чувашского населения. Если в сельской местности около половины жителей, очень хорошо знает традиционную свадьбу или имеют о ней ясное представление, то среди чувашского городского населения таких мало.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)