Культура  ->  Музыка  | Автор: Жукова Алёна Викторовна | Добавлено: 2015-03-20

Колыбельные песни России

Север! Многим он видится как земля далёкая, недосягаемая. Кому – то он кажется холодным и неприветливым. Но многих Север притягивает и манит своей тайной, вечной загадкой и необъятными просторами. Мне очень понравились стихи моего сверстника:

Действительно, многое человека связывает, с местом, где он родился, вырос, познал «первых лет уроки». И для меня северный край, в котором я расту, взрослею, уже стал частью моей судьбы. Познакомившись с рассказами, стихами, песнями народов Севера, я поймала себя на мысли о том, что северный человек в своём мировоззрении – это особенный человек, у него особый менталитет. Этот особенный склад души и характера по – разному проявляется в разных формах самовыражения: в устном словесном творчестве (фольклоре), в декоративно – прикладном искусстве, в изобразительном искусстве и конечно же в песнях. Меня заинтересовали самые первые песни, которые мать поёт своему ребёнку – это колыбельные. У северных народов существуют личные колыбельные – обереги, у славянских народов – родинные песни. Именно они несут в себё народную мудрость, красоту, а колыбельные северных народов несут в себе экологическую мудрость, которая объединила тысячелетний опыт проживания народа в тундре с её противоречивым и сложным экологическим характером, необыкновенно трепетное, бережливое отношение к природе.

Прежде, чем мы изучим разновидности и художественное своеобразие колыбельных песен народов Севера, мне хотелось бы сказать о том, что песня для малочисленных народов есть нечто иное, чем-то, к чему мы привыкли. Для нас – европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно – музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают свою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, какой он охотник, рыбак, оленевод, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Песня сопровождает северного человека повсюду: во время каслания по тундре, на рыбалке, на охоте, при ловле оленей, в играх детей, в часы рукоделия и долгого ожидания мужа или отца с промысла, при воспитании ребёнка.

Сама бесконечная и таинственная полярная ночь способствует появлению новых мотивов и песен. Песня заполняет досуг северянина и удовлетворяет его потребность в отвлечении от тягот повседневных забот. С самого момента рождения младенец слышит пение матери. А появлялся младенец в короткие промежутки между перекочёвками. Маленьким ребёнок преодолевал многие километры пути, сидя на нарте матери. Малышу в люльке нельзя без колыбельной песни. Это выработанный веками понятный младенцу язык, с помощью которого он начинает познавать мир. Где и как рождается колыбельная песня? Скорее всего, в процессе общения матери и ребёнка, когда женщина ласкает младенца, играет с ним, пеленает или успокаивает его.

О чём мать поёт своему ребёнку? Слова колыбельных, как правило, незамысловаты. Это выражение радости, в связи с появлением малыша на свет, любви к нему и надежд, которые родители возлагают на своё дитя в будущем. Но меня заинтересовал вопрос: чем ненецкие и хантыйские колыбельные отличаются от колыбельных песен других народов? Проведя некоторую работу, я нашла ответ: прежде всего отличие в том, что они индивидуальны, то есть каждому младенцу сочиняется своя, только ему посвящённая песня.

У каждой женщины ханты есть «ишкансяп» - песенка, которую поёт мать своему малышу. Сочиняет её мать, и потом она всю жизнь является оберегом ребёнка. Раньше у ненцев было так: сколько в тундре детей, столько и колыбельных песен. Кроме того, это песни – импровизации: в зависимости от меняющихся жизненных обстоятельств, внешнего облика и поведения ребёнка слова и мелодия могут тоже изменяться. Мелодии ненецких колыбельных песен просты и легко запоминаются. Ведь они предназначены для убаюкивания, успокоения ребёнка. Характер исполнения может быть очень разным – от протяжного распева до ритмической скороговорки.

В качестве примера приведём колыбельные песни, сочинённые Сэрне Сумсивной Сусой (Яптик). Она хозяйка большого чума, в котором росли все её девять детей. Вместе со своей сестрой, тоже матерью большого семейства, для своей старшей дочери Пэдасьне Сэрне Сусой придумала мелодичную колыбельную – нюкубц сё. Песня родилась во время перекочевки на новые пастбища. Путь был неблизкий, женщины пели под звук полозьев нарт, стук оленьи копыт о снег, поэтому, наверное, мелодия получилась плавная, нежная, но в то же время ритмичная.

Многие психологи считают, что среди тех, кому в детстве пели колыбельные и рассказывали сказки, гораздо больше добросердечных и отзывчивых людей, значительно меньше совершающих правонарушения и просто жестокие поступки, чем среди тех, кто в раннем детстве был лишён родительской любви и ласки. У народов Севера очень чуткое отношение к природе. И часто в песнях поётся о повадках зверей и рыб. Красотами природы ненцы не восхищаются – это их повседневное жизненной пространство. Они – дети природы и поэтому с почитанием и бережностью к ней относятся. В звуках и словах колыбельных песен мать передаёт ребёнку свою любовь и уважение к природе. Тундровые дети, слушая колыбельные и ощущая через них любовь матери, словно заряжаются добром и, подрастая, стараются передать тепло своих маленьких сердец окружающим. Часто они сами пытаются сочинять и посвящают свои песни животным – ручным оленятам или щенкам оленегонной лайки, которые живут рядом с чумом.

Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определённой эпохи. Позже, на основе народных, возникали колыбельные, созданные известными авторами: Прокопием Ненянг, Геннадием Алексеевичем Пуйко, в них использованы наиболее типичные обороты, устоявшиеся в песнях этого жанра. Это любовь к природе, животным.

Таким образом, изучив художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен народов Ямала, мы узнали, что существуют колыбельные песни – обереги, индивидуальные песни, которые сочиняет мать своему ребёнку, авторские колыбельные песни, созданные на основе народных. А художественное своеобразие колыбельных песен народов Ямала состоит в следующем:

  • Отражение в песне самой жизни «что глаз мой видит, о том и пою».
  • Созерцательное и бережной отношение к природе, единение с ней.
  • Отражение представления народа о роли мужчины и женщины в жизни общества.
  • Сохранение в памяти народа старинных национальных имён.
  • Воспитание нравственных качеств личности.
  • Импровизациозность.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)