Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Олег Попов | Добавлено: 2014-11-03

Что такое страх

Страх связан с ощущением опасности. Самой распространённой реакцией на страх является попытка бегства, т.е. ухода от опасной ситуации, но в некоторых случаях бывает ещё и реакция «замирания» (прекращение всякой внешней активности). Некоторые страхи бывают обоснованными, например, вполне нормально бояться движущихся машин, глубоких мест в реке, а также экзаменов. Обоснованные страхи конкретны. Человек боится того, что вызывает у него страх в определённой ситуации. Необоснованные страхи обычно не связаны с конкретной ситуацией. Как справиться со страхом, помочь моим одноклассникам справиться с этой ситуацией. Мое общественное поручение в классе - староста и мне хорошо видно, как, порой имея глубокий внутренний мир человек, замкнут, и его положительные качества характера не видит никто. Страх заставляет нас делать такие поступки, которые позже исправить невозможно. С нами обучалась девочка, она испытывала трудности в общении с родителями, мы знали это и вместо того чтоб помочь, оттолкнули ее от себя, посчитав общение с ней унизительным. Да, мы были неправы. Страх быть хуже, не таким как все, вызывает агрессию, а как с этим справиться, как научится преодолевать их?

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием реальных фактов, возникает при их предвосхищении. В зависимости угрозы интенсивности и специфики переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне - опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определён или неосознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути её избежания.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Наиболее распространенные страхи – внушенные, которые приобретаются детьми еще в дошкольном возрасте и не редко не проходят бесследно. Их источником являются взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают его страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности. К примеру, разговоры о смерти, болезнях, пожарах.

Виды страха

В общем, виде страх условно делится на ситуационно и личностно обусловленный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной для подростка обстановке (например, внезапное появление собаки).

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Эти виды страха часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений.

Страх также бывает реальным и воображаемым, острым и хроническим. Только реальный и острый страх предопределен ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личностей.

Не смотря на то, что страх – интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его естественный, обычный и патологический уровень. Обычно страх кратковременен, обратим, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение, взаимоотношения с окружающими его людьми.

На патологический страх указывает его драматические формы выражения (ужас, шок, потрясения), полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения.

Страх и тревога

Также часто, как термин «страх» встречается термин «тревога». Некоторые люди не различают эти понятия, так как и в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения, беспокойства, апофеоз страха и тревоги – ужас. Но всё – таки это разные понятия.

Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. В основном, тревога проявляется в ожидании какого – то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Она в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих, также тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие как своё, так и близких людей.

Следовательно, если страх – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

В свою очередь страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективной форме, если предчувствия непропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет своеобразный клапан для выхода лежащей перед ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

Проявление страха

Иногда проявления страхов так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например ужас, оцепенение, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких, как стремление избегать ряда мест (например, школу), разговоров и книг на определённую тему смущение при общении.

Так как объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства, то рассмотрим его проявления

При остро возникающем беспокойстве человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит не впопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем, взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все «опускается», холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет и весь человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

При состояниях беспокойства страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для своего проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках. Темп речи ускорен, иногда в виде трудного управляемого потока слов (логорен).

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типична медлительность, скованность, мышление инертно, настроение переменчиво. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, мыслей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, а не затронутых страхом сферах жизнедеятельности. Состояние боязни, таким образом, имеет избирательный и динамичный характер.

При хроническом беспокойстве человек не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, нарушается сон. Хронический страх отражается на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

Последствия страхов

Страх уродует мышление, оно становится всё более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет свою гибкость, становится скованным. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности. В некоторых случаях человек настолько устает от страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производя впечатление равнодушного и безразличного. Фактически это говорит о развитии защитного торможения мозга, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок. Но нарастающая эмоциональная заторможенность, усиленная проблемами подросткового возраста, возрастной застенчивостью, является откликом на психотравмирующие условия жизни и может быть устранена только врачом - психотерапевтом.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально – волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это говорит не только о тревожности, но и о мнительности. 1.6. Выводы по теории.

Проанализировав и систематизировав литературу по страхам и их классификациям, я пришла к выводу, что поставленная мною гипотеза о том, что выпускники девятых классов переживают чаще всего страхи и тревожности, связанные с переменой в отношениях с родителями и сверстниками, школьные страхи, действительно подтвердилась.

В основе зарождения предпосылок страхов лежат: социально-культурные, психологические и биологические предпосылки.

Последствия страхов и тревожности проявляются очень четко:

  • Исчезновение положительных эмоций;
  • Развивается эмоциональная хроническая неудовлетворенность, не способность развиваться;
  • Пессимистическая оценка будущего;
  • Страх подрывает уверенность в себе, решительность в действиях, настойчивость и упорство в достижениях цели;
  • Страх изолирует нормальное мышление.

Описанные психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводит к развитию трудно переносимой социально-психической изоляции, из которого нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной и насыщенной жизнью.

В подтверждение теоретической части, мы переходим к практической части, где ставим перед собой задачу: подтвердить поставленную нами гипотезу: выпускники переживают чаще всего страхи и тревожности, связанные с переменой в отношениях с родитеями, школьные страхи и стрессы, связанные с отношениями со сверстниками.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)