Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Лидия Власова | Добавлено: 2014-10-31

Что такое гипноз?

Гипноз учёные определяют как сон, вызванный путем внушения. И если тёмную комнату с плотно закрытыми шторами можно сравнить с обычным сном, то ту же комнату, но с проникающим в неё ярким солнечным светом можно сравнить со сном особенным, так называемым гипнотическим. Что же представляет собой этот «луч», вторгающийся в спящее сознание человека?

«Лучом» в данном случае является исходящая от гипнотизёра сила внушения. Если попросить простого человека сделать «ласточку» в метро посреди вагона, выкрикивая при этом таблицу умножения, то он в недоумении отойдет от нас подальше. Но тот же человек в состоянии гипноза проделает это, не оглядываясь на окружающих, как если бы он просто сидел и читал газету.

История повествует, что гипноз имеет древние корни. Обнаруженные археологами папирусы свидетельствуют о том, что гипноз использовали ещё жрецы в Древнем Египте. Сила внушения играла огромную роль в отправлении религиозных культов на заре цивилизации; она же применялась и как лечебное средство. Древнегреческие врачи лечили «священным сном». Ему предшествовала «волшебная песнь»- заговор, молитва.

Древние греки верили в силу произнесенного слова, считая, что оно в состоянии влиять непосредственно на организм человека, врачевать его. Последующие столетия вносили свою лепту в копилку знаний. Особая страница в истории развития гипноза отведена Францу Антону Месмеру, австрийскому врачу, жившему во второй половине 18 века. Им была выдвинута теория « животного магнетизма», благодаря которой якобы можно было влиять на окружающих и изменять состояние как своего, таки чужого организма. А помогали ему в этом, по мнению ученого, «жизненные флюиды», перетекающие от целителя к больному.

Сам термин «гипноз» (в честь древнегреческого бога сна Гипноса) ввел в научный обиход в 1843 году английский врач Д.Бред. Он усовершенствовал систему и, стал воздействовать ещё и на зрение пациента: тот должен был на протяжении определённого времени удерживать взгляд на каком-либо блестящем предмете - наступало утомление - затем сон.

Так, упомянутый ранее И.П.Павлов, изучавший нервную высшую деятельность, отмечал парадоксальные возможности у людей в результате воздействия гипноза. Так, мальчик, помощник аптекаря, в бодрствующем состояние мог вспомнить всего пять-семь наименований лекарств, стоящих на полках. Когда же его загипнотизировали, он легко перечислил 145 препаратов из 150, имеющихся в аптеке. Ещё больше удивил ученого и его сотрудников шестидесятилетний каменщик. Под гипнозом он вспомнил и подробно описал внешний вид каждого кирпича в стенах построек, возведенных им 30-40 лет назад.

Исследователи психики не раз вводили своих пациентов период помощи внушения в другой возраст. И люди довольно легко спускались повозрастной лестнице, заглядывая в своё прошлое. Сорокалетнему мужчине, например, предложили вспомнить, как стояла мебель в доме, который он покинул, когда ему было всего 2 года. В бодрствующем состоянии он сумел обозначить-и то приблизительно - два предмета, а под гипнозом рассказал о родительском доме с высокой точностью, описал даже в каком месте доме, на какой стене были немного порваны обои.

Сами того, не подозревая, люди носят в себе целый ком впечатлений, но в огромных кладовых, запертых на надёжные замки. Природа как бы спасает человека от нервной перегрузки - ведь немыслимо каждую минуту помнить буквально все, что происходило в жизни. Иначе воспоминания подавят новые впечатления, новую информацию, не дадут, как следует ее осмысливать и усваивать. Но иногда бывает необходимо вернуться туда, где, по словам поэта, «дни превратились бесследно в горсть пыли». (Хорхе Манрике).

Врачи предполагают, что причины многих болезней кроются в застрявших в глубине души тяжелых давних переживаниях, и если вернуть их и по-новому осмыслить, можно выздороветь или избавиться от навязчивых привычек и состояний.

Кроме этого при глубоком гипнозе может возникнуть явление «двойной личности». Загипнотизированный после внушения ощущает себя другим человеком, например, мотогонщиком, продавцом, теле ведущим. Считается, что ни один актёр не сыграет своей роли так превосходно, в образе которого временно находится. У загипнотизированного меняется голос, походка, жесты.

Известны случаи, когда люди в таком состоянии начинали даже говорить на иностранных языках. Так, бразилец К.Мирабелли, находясь под гипнозом, говорил на 26 языках, но, вернувшись в бодрствующее состояние, не мог вспомнить ни одного иностранного слова, поскольку был полуграмотным человеком.

Кроме, подробностей собственной прошлой жизни, гипноз способен подарить человеку осознание своих неиспользованных способностей. В лаборатории творческого гипноза доктора В.Л. Райкова пациенты рисуют удивительные картины, когда во время гипнотического сеанса им внушают, что они Репины, Суриковы, Рафаэли, или сочиняют стихи, если их называют Тютчевыми и Лермонтовыми. Если же им говорят, что они солисты Большого театра и занавес уже поднят, они начинают исполнять арии из известных опер. Конечно, это всего лишь подражания. Но, как утверждает сам доктор, люди

после нескольких сеансов начинают по-другому видеть мир, становятся увереннее в себе, у них проявляется острое желание развивать те резервные способности, которые у них есть. И гипноз- это то окошко, через которое такие способности можно увидеть.

Существует такое понятие как аутогипноз (т.е. самогипноз). Иногда люди впадают в него незаметно для себя, подвергаясь какому-то ритмическому воздействию. Это может быть шум морских волн, тиканье часов, раскачивание в гамаке или кресле-качалке. Не так уж редки случаи, когда старушки засыпали под ритмическое тиканье часов, или под ритмическое мелькание спиц во время вязания, но продолжали при этом своё рукоделие.

Самогипноз опасен, когда человек ведет машину или сидит с удочкой на берегу речного обрыва. Он опасен, если постоянно одолевают мысли, о неудачах думая постоянно, о плохом, человек усиливает неудачу. Но самогипноз может помочь преодолеть лень, безволие, раздражительность. Он даже может на некоторое время избавлять человека от зубной боли, чтобы спокойно человек мог добраться до кабинета врача, и может помочь сконцентрироваться на главном, например, подготовиться к экзамену.

В состоянии суггестии - так ещё называют гипнотический сон- люди способны обучаться, в частности иностранным языкам.

Суггестия - это своеобразная передача. «Привитие» одним человеком другому определённых свойств, симпатий и антипатий, отношений, форм поведения.

Возникло даже целое направление в обучении - гипнопедия, когда во время воздействия гипноза постигается новое знание. Однако считают учёные, гипнопедия не может заменить полностью учебный процесс. Даже крупные специалисты в области гипноза говорят, что это ещё недостаточно изученное явление. Возможно, как метод гипноз сыграет большую роль в исцелении от слепоты, глухоты, паралича, о чём повествуют древние источники.

Каким же образом воздействует на нас гипноз?

По мнению учёных, он, прежде всего, влияет на головной мозг, тормозит кору больших полушарий. Сам же «гипнотический центр», как установили специалисты, расположен в ретикулярной формации - одном из важнейших образований центральной нервной системы. Оттуда идут сигналы, приводящие ко многим изменениям в организме. Так, например, возникшему из-за внушения во время гипнотического сна, может поменяться тонус (от греческого «тонус»- напряжение) мускулатуры, и начнет сгибаться висевшая до этого плетью рука. А случаи проявления под гипнозом необычных способностей исследователи объясняют взаимодействием двух сфер психики – осознаваемой и неосознаваемой.

Основной инструмент гипнотизёра- слово. Оно имеет большую власть над психикой человека, а через неё над телом. В состояние глубоко гипнотического сна тело человека становится негнущимся. Специалисты, выступающие с сеансами гипноза, часто демонстрируют способность своих пациентов находиться между двумя стульями, лишь упираясь ступнями на спинку одного и шеей на спинку другого. Пациент при этом не сгибается и не падает, даже если на него кладут груз.

Человека в состоянии гипноза можно заставить держать стакан с горячей водой, лаять по собачьи или пройти по краю пропасти. Но люди, владеющие гипнотическими способностями, не должны применять их во вред другим.

Так, если вам доверили ключи от квартиры, чтобы вы в отсутствие хозяев поливали цветы и кормили рыбок, негоже заглядывать в шкафы, даже из простого любопытства. Существует неприкосновенная область другой жизни, к ней в одинаковой степени относится и другой дом, и другая голова. В этом случае можно помочь в том, о чём просят, и то если это не принесет вреда.

Что поражает больше всего в гипнозе?

То, что своим словом и действием гипнотизёр превращает загипнотизированного в своеобразную «заведенную игрушку». Если внушают человеку, что перед ним нет никаких предметов на столе, то он их не видит (хотя они там и есть). С помощью внушения можно вызвать полную анестезию (т.е. отсутствие восприимчивости к внешним раздражителям). Уколы в анестезированной части тела не ощущаются. В процессе гипнотического внушения могут существенно меняться и некоторые особенности личности.

Особую остроту проблема экстрасенсорного восприятия приобрела в связи с некоторыми явлениями, ставшими известными в связи с достижениями реаниматологии (наука об оживлении организма). Успехи реаниматологии поражают современного человека не только тем, что уже тысячи людей живут после смерти, но и тем, что они выявили феномены психической деятельности человека, о которой никто ранее не подозревал и которые кажутся сверхъестественными. В ряде случаев люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о видениях, напоминающих галлюцинации. Среди части медиков, психологов и философов наметились тенденции своеобразного истолкования этих явлений.

В середине 70-х годов произвела сенсацию вышедшая в США книга американского философа и психиатра Р. Муди «Жизнь после жизни. Исследование феномена переживания смерти тела». На основании рассказов 150 «умерших» и оживленных людей об их переживаниях Р. Муди делает обобщение, что в момент наступления клинической смерти человек как бы слышит неприятный шум, громкий звон. Затем он идёт по длинному тоннелю, в конце которого сияет свет. Возникает ощущение, что «умерший» находится вне своего тела и смотрит на него как бы со стороны - происходит своего рода «отчуждение духа от тела». Идя по тоннелю, он встречает ранее умерших родственников и друзей. Он чувствует,

Что происходит на границе между земной жизнью и жизнью будущей. И, наконец, приходит ощущение покоя, и даже радости от воссоединения со своим телом.

Что бы не приводить больше подобных описаний, я отмечу, что сейчас их очень много. Но возникает вопрос: можно ли считать информацию людей, переживших клиническую смерть, достоверной? Но служит ли это основанием для того, что бы считать их выдумкой, или это всё происходит на самом деле? Видимо, нет оснований сомневаться в искренности этих людей.

Известный советский учёный, один из основателей современной реаниматологии, академик АМН СССР В. А. Неговский считает, что многословленные свидетельства оживления людей, на которые ссылаются сторонники идеи «жизни после смерти», говорят лишь об одном: « В ряде случаев в процессе умирания организма, но ни в коем случае не в период клинической смерти, когда мозг «молчит», человек может воспринимать те или иные впечатления. Естественно, эти ощущения хаотичны, они извращенно отражают реакции человека на воздействие окружающей среды, ибо являются продуктом больного, распадающегося функционально мозга. Так, например, дольше всего могут сохраняться слуховые восприятия, когда участки коры головного мозга, которые связаны со зрением, уже погибли и тем более отсутствует любая двигательная система. Отсюда без всяких объяснений мы можем понять, почему умиравший, а затем оживший человек может рассказать о том, что он слышал голоса врачей, но не мог на них реагировать».

Гипноз в наше время

В настоящее время гипноз, методы внушения и самовнушения начинают проникать в область псикогигиены спорта. Л. Д. Гиссен отмечает, что основным направлением деятельности врача-псикогигиениста в спорте является обучение спортсменов приёмам и способам регуляции своего нервно-психического состояния и поведения.

По данным В. В. Кузьмина, восстановление работоспособности с помощью внушенного сна-отдыха, как в лабораторных, так и в естественных условиях происходит значительнее быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического перенапряжения при целом ряде психических состояний человека (спортсменов). Гипноз и его модификации являются, в частности, эффективным средством для ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний.

Другой областью успешного применения гипноза является театрально-сченическая деятельность. Именно здесь гипноз может стать успешным и важным средством управления процессом овладения необходимыми эмоциями и артистическим вдохновением. Так, Бред писал о том, что музыка делает людей способными к необыкновенно грациозным танцам и движениям. При этом они без всякого напряжения могут сохранять любую позицию. По словам Бреда, люди, никогда не учившись танцам, выполняли в гипнозе движения с такой же грацией, как и артисты балета.

В последнее годы заметно активизировался интерес к исследованию роли и возможностей внушения в педагогическом процессе в системе общего образования. Месте с тем и изучаются и этические проблемы педагогического внушения. В частности, признается, что в интересах перевоспитания личности вполне оправданы внушающие воздействия, имеющие целью формирование социально- ценных установок, которые стали бы в последствии сознательными мотивами деятельности. Следовательно, нравственная допустимость данной формы педагогического воздействия должна оцениваться с учетом содержания внушения, условий и формы его провидения.

В реальном педагогическом процессе внушение как фактор, влияющий на формирование личности, может протекать непроизвольно или целеноправлено.

Непроизвольное внушение свойственно любой педагогической работе, оно органически связано со всей окружающей обстановкой, призванной воздействовать на впечатлительность и эмоциональность детей.

Что касается прямого педагогического внушения, то оно в соответствии с его психологической природой, должно рассматриваться в двух аспектах:

Влияние внушения на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления).

Его влияние на слагаемые поведения (команды и приказы).

Эффективными в педагогической практике оказались так же методы самовнушения и релаксопедии (психорегулирующих тренировок).

Растущая популярность этих методов как средства целенаправленной регуляции сферы установок и мотивов деятельности, а так же средства коррекции психических состояний даёт основание полагать, что в недалёком времени они станут органичной составной частью общегигиенических мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых.

Мне было интересно узнать и то, что о гипнозе думают мои земляки. Я встретилась и побеседовала с врачом психотерапевтом Г.В.Пахомовой, с наркологом А.П. Поповым центральной районной больницы о значение гипноза в оздоровительных целях. Мнения были разные. (Приложение 2) По моей инициативе состоялся телефонный разговор с народным целителем В.Н.Семёновым. Мне были интересны эти встречи и беседы те, что каждый высказывал своё личное мнение и свою точку зрения.

Есть ли будущее у гипноза? Как мы видим, будущее гипноза характеризуется не только расширением границ показаний к его применению, но и ростом количества его методов и считаем, что их количество будет сохраняться.

Есть всё же основания полагать, что пишут о гипнозе книги такие писатели как М. А. Рожнова. Что советская медицина (а это медицина, в основе которой лежит высокогуманное, бережное отношение ко всему чувствительному и ранимому в человеке), первая, вставшая на путь перестройки своих теоретических воззрений и практической деятельности, будет увлекать за собой всё больше и больше исследователей из различных медицинских школ мира. Вот почему « нормальному приёму физиологической борьбы против болезнетворного агента»- гипнозу открывается широкое поле деятельности

К настоящему времени в нашей стране существует несколько школ, успешно продолжающих исследования в области гипнологии. Они представлены такими именами как В. Н. Мясищев, М. П. Крутанин, Вельвовский И. З..

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)