Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-10-31

Биография Пифагора

О Пифагоре сохранилось мало сведений. Родился он между 600 и 590 гг. до Рождества Христова, родился на острове Самос в Греции и жил он около ста лет. Мать Пифагора от рождения носила имя Парфениса, но после того как его отцу, Менесарху, оракул предсказал рождение необыкновенного сына, было принято решение – увековечить в их именах благое пророчество: мальчик получил имя-Пифагор, т.е. «предсказанный пифией», а Парфениса стала Пифасис. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества. Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело - ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из "Одиссеи" и "Илиады". Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. "Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения". С этого все и началось, и дошло до того, что про Пифагора не говорили. Одни утверждали, что он не был обычным смертным человеком, а был одним из богов, принявших человеческий облик. Другие называли его безупречным во всем, великим мудрецом и учителем человеческой расы. За его учением гонялись и не жалели никаких денег. С великим трудом и большою ценой добыл Платон через последователя учения Пифагора – Архита – один из его манускриптов, написанный различными символами.

Сам же Пифагор себя называл философ. До него этим словом никто не пользовался – он стал первым. Причем он понимал под этим названием не просто любителя мудрости, но того, кто ищет ее. Итак, он был ищущим. Именно поэтому, когда ему минуло восемнадцать лет, получив самое лучшее образование из возможного, он устремился в Египет.Им двигало сильное желание овладеть « Божественным Знанием», поникнуть в глубины природы. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самос. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии. Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анак-симандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь. Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Родной Пифагору остров Самос в то время находился в руках удачливого властителя Поликрата не только тирана, но и пирата, и авантюриста, правда, любившего покровительствовать философам и поэтам. Он дал Пифагору рекомендательное письмо к фараону Амасису, с которым водил близкую дружбу, а тот представил юношу жрецам Мемфиса. Последние не очень-то доверяли легкомысленным и непостоянным грекам – в Древнем мире они слыли настоящими заносчивыми снобами. Поэтому с особым цинизмом и изощренным коварством жрецы испытывали Пифагора. Они сделали все, чтобы сломать его дух. Но он принял вызов судьбы и вышел победителем. Его обучение продолжалось 22 года. Под руководством великого жреца Сопхиза Пифагор прошел чеоез все ступени посвящения. На каждом шагу этого умопомрачительного восхождения испытания учеников становились все труднее и труднее. Сотни раз приходилось рисковать жизнью, в особенности, когда на очереди были опасные опыты магии. Но как все великие люди Пифагор верил в себя. И как ни сопротивлялись жрецы, а им все-таки пришлось открыть перед удивительным учеником все свои «сокровища». Но главный урок, который получил Пифагор, был не в овладении знаниями. Строгость дисциплины в египетских храмовых школах показала ему, на что способна натренированная человеческая воля и до какой степени безгранично ее влияние как на тело, так и на душу человека. «Наука чисел и искусство воли – вот два ключа магии, - говорили жрецы Мемфиса. – Они открывают все двери Вселенной». Но, к сожалению, и эти ключи иногда оказываются бессильны перед человеческой жестокостью. Пифагор смог на собственном опыте убедиться в этом, когда персидский деспот Камбиз вторгся в Египет и разграбил храмы Мемфиса и Фив. Только некоторым жрецам повезло: по высочайшему распоряжению их перевезли в Вавилон. В числе этих счастливчиков оказался Пифагор. Аристотель сравнивал Вавилон с целой страной, окруженной стенами. Пифагор там нашел весь мир: астрономы и математики Халдеи, персидские маги избранники духа из среды племенных иудеев. Один пророк Даниил, служивший первым министром при Навуходоносоре, Валтасаре и Кире, чего стоил. Пифагор был под огромным впечатлением. Если его прежние учителя - египетские жрецы – владели ключами от священных наук, то персидские маги считались самыми искусными в их практическом применении. Если верить многим преданиям древности, в их храмах при ярком солнечном дне могла сгуститься могла, светильники зажигались сами собой, и даже слышались раскаты грома. Маги утверждали, что этот невещественный огонь они умели сосредоточивать и рассеивать по своему усмотрению. Они называли его между собой «небесным львом», а электрические поля атмосферы и магнитное поле земли – «змеями». Это в руках дикаря подобные штуки – пустое место, а в руках умелого человека они были настоящим оружием. Изучалась также и сила слова, разных там заклятий и внушений. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой.

Пифагор вернулся в Самос после тридцатичетырехлетнего отсутствия, но задержаться в родной стороне надолго ему не пришлось. Вместе с едва дождавшийся его матерью он навсегда покинул погибающий Самос и направился в Грецию. Его манили не олимпийские венки и не лавры поэта. Душа Пифагора хотела реализовать накопленный жизненный опыт. Он мечтал о своей школе, но чинная Греция не удостоила вольнодумного ученого признанием, зато его оказалось предостаточно в греческих колониях. Появившись в кротоне, на самом юге Италии, Пифагор произвел там настоящую революцию. . Пифагор умело использует знания, полученные в странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в не расторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы. В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор "очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной". В Золотых стихах Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши. Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Энтузиазм населения так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой Пифагора. В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство; вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города Всеобщей успех Пифагора склонил на его сторону влиятельных кротонцев, богатых граждан и большинство сената. Он предложим им создать нечто совершенно новое – храм муз. Этот проект был принят с энтузиазмом, и через несколько лет в окрестностях города возникло здание, окруженное обширными портиками и прекрасными садами, - школа Пифагора, настоящий тайный орден. Пифагор был великим философом и математиком. Но он не просто владел знаниями и их силой. Как великий учитель, он умел и хотел их передать. Ради этого и возник «орден пифагорейцев», в котором жаждущие знаний и ищущие истины проводили около 15 лет, по мнению своего наставника, скорее «не учась мудрости, а исцеляясь от невежества». Союз пифагорейцев был тайным. Эмблемой или опознавательным знаком союза являлась пентаграмма – пятиконечная звезда. Пентаграмме присваивалась способность защищать человека от злых духов.

Как вы помните, Пифагор философами считал тех, кто ищет мудрость, а претендентов на их звание их учеников «стремящимися». Им предстояло провести ночь в пещере, в которой, судя по слухам, появлялись чудовища и привидения. Если у тебя не хватало сил выдержать зловещие впечатления одиночества и ночного мрака, или та отказывался, или обращался в бегство, тебя признавали слишком слабым для посвящения и выгоняли. «Победителей» же могли внезапно, без всяких предупреждений, заключить в комнату, печальную и пустую, дав доску с мелом и задание – найти внутренний смысл одного из пифагорейских символов: « Что означает треугольник, вписанный в круг»? или «Почему додекаэдр, заключенный в сферу, является основной цифрой Вселенной?». На все про все давалось 12 часов, чаша с водой и кусок хлеба вместо обычной пищи. Когда время истекало, испытуемого вводили в общий зал для собраний. Там, потирая от удовольствия руки, сидела толпа «собратьев», готовая беспощадно поднимать его на смех. Измученный «герой», уставший от одиночества, раздраженный сарказмом, униженный своим бессилием разгадать непонятную задачу, должен был показать свою выдержку и самообладание. Некоторые не могли сдержать слез, другие в ответ бросали всякие грубости, третьи и вовсе били доску об пол, осыпая бранью и школу, и собратьев, и учителя. Им появлявшийся учитель заявлял тихим, полным спокойствия и благородства голосом, что юноша, не выдержавший испытания на самообладание, не может оставаться в школе, о которой он такого плохого мнения. Отверженный уходил и нередко становился опасным для ордена врагом. Среди таких был и злопыхатель Килон, поднявший мятеж против пифагорейцев и фактически уничтоживший их.

Избранные «счастливчики» становились математиками, так как обучение начиналось с учения о числах. В первую очередь изучались их удивительные свойства. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики - теории чисел. Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три, объем - четыре измерения. По какой-то непонятной причине все четные числа назывались злыми, а нечетные – добрыми. Позднее выяснилось, что пифагорейские "четное - нечетное", "правое - левое" имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях. «Божественная Единица» ( oNe, onE, One – Neo) несла в себе и доброе и злое начало: так, при прибавлении единицы к злому числу она делала его добрым, при прибавлении к доброму – делала его злым. Оперируя с числами, они строго доказывали, что при сложении (или вычитании) двух добрых чисел всегда получается злое число, при сложении или вычитании двух злых чисел также получается злое число. Они строго доказывали, каков получается результат при умножении или делении разных чисел. Целое число, записанное произведением двух целых чисел, называлось плоским. Если число можно было представить произведением трех чисел целых чисел, его называли телесным. Число, которое равнялось сумме своих делителей (не считая самого числа, но считая единицу), они называли совершенным. Таким числом есть число 28. . Дружественные - числа, каждое из которых - сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название. Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено "хорошими" числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать - чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев. Числа 1, 3=1+2, 6=1+2+3, 10=1+2+3+4 и т.д. назывались треугольными по той причине, что если единицу представить шариком, то каждое треугольное число можно представить в виде равностороннего треугольника наподобие того, как бильярдисты, начиная партию, строят треугольник из шаров. Вобщем, пифагорейцы искали мистику и таинственный смысл чисел. Придавая первостепенное значение числам, Пифагор и его ученики считали, что в мире все подчинено тем же законам, каким подчинены целые числа. Они учили, что все планеты и звезды движутся вокруг Солнца по сферам, радиусы которых относятся друг другу, как целые числа. Но не это было главным в учении Пифагора. Своим ученикам он говорил: « Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную. Такова тайна мудрых посвященных. Но, чтобы проникнуть через эту узкую дверь в необъятность невидимой Вселенной, необходимо пробудить в себе непосредственное «ведение» очистившейся души и вооружиться светильником Разума, наукой всех начал и священных чисел».

Пифагор полагал, что душу очищает музыка и умственный труд, поэтому пифагорейцы считали обязательным совершенствование в «четырех искусствах»- арифметике, музыке, геометрии, астрономии. Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую "пифагорейскую гамму" и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи "гармонии мира" и "музыки сфер", впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора. Достаточно глубоко исследовал Пифагор математические отношения , закладывая тем самым основы теории математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Много открытий Пифагор и его ученики сделали в медицине, уделяли большое внимание терапии, Пифагор открыл новые методы лечения разных заболеваний.

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема носит его имя. "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". В Вавилонских текстах теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашел ее доказательство. В настоящее время насчитывается более 100 доказательств. «Пифагоровы штаны во все стороны равны» - Такие стишки придумывали учащиеся средних веков при изучении теоремы; рисовали шаржи.

Первые пять лет каждый ученик должен был молчать, чтобы научиться сосредоточенности. Еще пять лет – только слушать речи учителя, но не видеть его. И лишь оставшиеся годы ученики могли свободно общаться с наставником и, и главным образом, по поводу арифметики. Пифагорейцы объявляли ее матерью всех математических наук, потому что все науки зависят от нее , а она от них- нет. Арифметика одна хранит тайны основ мироздания. Именно поэтому за учением Пифагора о таинственной и священной науке чисел, изложенном в книге под названием «Heiros Logos» - «Священное Слово», гонялись многие мыслители древности. Пифагор учил, что каждый вид существ имеет то, что называется печатью, данной существу богом, и что физическая форма каждого из них является оттиском этой печати на «воске» ее материи. Получается, что каждое тело отмечено достоинством, идущим от божественного образца – Матрицы, как назвали ее братья Вачовски, режиссеры одноименного фильма, который идейно близок учению Пифагора. Пифагор верил, что в конце концов человечество достигнет такого состояния сознания, когда его душа каждого будет преображена знанием святых истин и станет частью области бессмертных, которой и принадлежит по божественному праву рождения. В своем «Священном Слове» Пифагор писал, что «в каждом из чисел содержится тот или иной, та или иная активная сила Вселенной». А главная основа содержится в четырех первых числах, ибо, помножая их, или складывая между собой, можно найти и все остальные.

 

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)