Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: Грицай Светлана | Добавлено: 2015-03-03

Архитектура г.Рубцовска

Рубцовск расположен в степной зоне на юге Алтайского края, на берегу реки Алей, являющейся притоком Оби. Наш город представляет собой своеобразные “ворота” в Азию, поскольку от границы с Казахстаном его отделяют всего32 км. Наш город – это одна из визитных карточек юга России. Он достаточно молодой, лишь недавно отметил своё 70-летие. Город, отличающийся своеобразной архитектурой, сумевший сохранить свои старые постройки, которые с годами всё больше похожи на людей – у каждого свой характер, своё лицо. Удивительно, как уживаются в городе старые постройки с современными застройками. Жилые комплексы интенсивно размещаются в южной части города и, в меньшем объеме, в центральной и северной частях. Реанимируются здания, долгое время значившиеся «долгостроями», например, торговый центр «Мария – РА», здание на площади имени С.М.Кирова, на проспекте Рубцовском и т.д. Преображаются улицы и площади города. Появляются новые технологии строительства, а с ними - новые возможности: усложняются конструкции зданий, повышается этажность, увеличивается применение разных фактур, колорита и многих других художественных и технических характеристик. Среди этого многообразия средств и приемов рождается современный образ города, в который гармонично вписываются архитектурные ансамбли.

Теоретические проблемы архитектурного творчества» обосновывается понятие архитектуры как особого явления, не тождественного искусству, науке, технике; анализируется основные понятия эстетики архитектуры, связь их с закономерностями, организации процесса и пространства жизнедеятельности человека; рассматриваются общие вопросы эстетического восприятия, эстетические оценки архитектурной формы, принципы взаимосвязи архитектуры и искусства. Особое внимание уделено узловым проблемам эстетики современной архитектуры.

Ансамбль в городском пространстве

В ходе своей общественно-практической деятельности человек преобразует окружающий мир – естественную природную среду своего обитания. В результате этого преобразования формируется искусственная среда. Здания, сооружения города при взаимодействии с внешней средой непрерывно теряют первоначально заложенные в них физические и функциональные качества.

Понятие ансамбль — широкое характерное для всех видов искусства. Оно произошло от французского ensemble, что буквально означает «вместе». Его можно охарактеризовать как «гармоничное единство художественных компонентов». Но это не только внешнее механическое соединение, это содержательно-структурное единство, которое отражает конкретные идеалы красоты и пользы, представляющие собой определенную систему взаимосвязей различных объектов. Ансамбль живет и развивается в пространстве и времени. Ансамбль может естественно складываться или специально проектироваться; может создаваться как законченная, замкнутая система (классицизм), либо как открытая система, предусматривающая дальнейшее развитие. Ансамбль не только связывает в своей выразительной целостности группу сооружений и организованных ими пространств, но и распространяет влияние на обширную территорию за пределами своих границ, образуя целостный город.

На первом месте по своей исторической значимости стояли площади. Заводские площади формировались как общественно-административные центры и являлись важным элементом хозяйственно-экономической жизни. Они влияли на динамику планировочной структуры городов и выделялись среди однородной массы рядовых строений, являясь главным экспозиционно-пространственными элементами поселений. Площади городов Западной Сибири формировались как общественно-административные. Большинство планов отражали классицистические принципы планировки: регулярность, рациональность и точность прямоугольно- параллельной системы кварталов, улиц и площадей. Прямоугольная планировка, как самая экономичная, лучше всего соответствовала исторически сложившейся регулярности поселений.

Архитектура 30-50 гг

В начале 30-х гг. произошли перемены в стилевой направленности советской архитектуры. Разнохарактерность творческих течений сменилась консолидацией архитектурно-профессиональных позиций. При проектировании сооружений был принят программный принцип, в котором указывалось, что «поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры». Этот принцип был принят в качестве основы во всем архитектурном творчестве 30-х гг.

Был принят ряд мер, направленных на объединение творческих сил архитекторов. В Москве, Ленинграде и других городах были созданы централизованные государственные архитектурно-проектные мастерские. В 1932 г. вместо разрозненных архитектурных обществ был образован Союз советских архитекторов, объединивший зодчих страны в единый творческий коллектив.

В 1937 г. состоялся I съезд Союза советских архитекторов, на котором был принят Устав Союза архитекторов СССР, провозглашавший необходимость всестороннего решения архитектурных задач и подчеркивающий важность решения идейно-художественных проблем.

Возобладали позиции традиционалистов, видевших путь социалистического зодчества в создании монументальных архитектурных образов и в использовании архитектурных приемов прошлого, что имело в определенном смысле отрицательные последствия. Проектировщики все большее внимание уделяли внешне показной стороне архитектуры, постепенно нарастало украшательство.

Со второй половины 30-х гг. в практику начали внедряться скоростные методы возведения зданий и сооружений, механизация тяжелых и трудоемких работ. Осуществлялись (правда, пока в ограниченных пределах) типизация зданий и стандартизация их элементов. Не хватало строительных механизмов, промышленность строительных материалов не удовлетворяла потребностей архитектуры, в недостаточной мере внедрялись в практику эффективные строительные конструкции. Это обстоятельство косвенно способствовало укреплению в архитектуре позиций сторонников традиционных архитектурных форм.

30-е годы характеризуются также широким размахом советского градостроительства. Превращение страны из аграрной в индустриальную имело следствием значительное увеличение численности городского населения. Стремительное развитие промышленности привело к созданию новых городов и росту существовавших. С 1928 по 1940 г. возникло более 200 новых городов (не считая поселков городского типа). Наш город не стал исключением. В 1927 году постановлением ВЦИК село Рубцово, насчитывающее 13 тысяч жителей, было переведено в разряд городских поселений и стало называться – Рубцовск. («Улицы города Рубцовска. ЦГБ,2004, стр. 8) Состояние улиц, инженерно-бытовое оборудование и жилой фонд старых населенных мест не отвечали масштабам возросшего движения транспорта и потребностям чрезвычайно увеличившегося населения. Возникла настоятельная необходимость их реконструкции.

В 1927 году Рубцовск представлял собой большое село, не отвечаюшее требованиям окружного центра ни по жилищному фонду, ни по благоустройству. За исключением кирпичных зданий Государственного банка, почты, телеграфа, клуба «12 лет Октября», дома были глинобитными или деревянными. Из общего сельского ансамбля выделялись двухэтажные здания биржы труда, Дома крестьянина и жилые дома железнодорожников, которых было около десятка. Улицы во время дождя становились труднопроходимыми из-за отсутствия скатов и канализации. Деревянные тротуары частично были проложены только по основным магистральным улицам. В мае 1923 года Уездным исполкомом принято постановление «О застройке города», в котором особое внимание центральному району города.

Уже в то время создавались сооружения, представляющие выдающиеся достижения инженерного искусства. Образцом гражданской архитектуры 30-40-х годов в стиле «сталинского классицизма» является здание драматического театра. Драмтеатр представляет собой кирпичное двухэтажное здание, «Г» - образной формы, центральную часть композиции которого формирует полукруглый портик с пятью восьмигранными колоннами, завершающийся карнизом с парапетом. Это здание не только имеет градостроительное значение, но и является памятником архитектуры, поскольку принято под охрану постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания №169 от 28.12.1984 года.

Здание драматического театра

Здание было построено в 1927 году и занимает, в общей сложности, 5265 кв.м, его высота – 15 метров. Перекрытия были выполнены из металла и дерева. К сожалению, время ничего не щадит, поэтому зданию драматического театра требуется капитальный ремонт. Именно в это здание из Бийска в 1943 году переехал колхозно-совхозный передвижной театр, впоследствии преобразованный в драматический театр с постоянным местопребыванием в Рубцовске. Улица Карла Маркса, на которой расположен театр, – одна из старейших улиц нашего города. Своё название она не изменила за всю историю своего существования, а в 20-30-е годы была главной улицей города. На ней были построены первые значительные городские здания. Именно здесь находился изначально центр города, представляющий собой первый архитектурный ансамбль, состоящий из зданий драматического театра, почтамта и Госбанка, уездной больницы, книжного магазина.

В конце 50-х годов был открыт памятник Алексею Максимовичу Горькому, который, по решению горисполкома, перенесли из сквера ДК АСМ к зданию драмтеатра. Сегодня памятник находится в 8-ми метрах от театра, по переулку Деповскому, и представляет собой Бронзовую фигуру писателя на четырёхугольном железобетонном постаменте. Автор памятника - художник Московского центрального парка культуры и отдыха имени А.М. Горького – Виленский.

Основной задачей архитектуры и строительства военного времени были сооружение новых и реконструкция существующих заводов на Урале, в Сибири и Средней Азии; за годы войны было построено 3500 промышленных предприятий. Одновременно с заводами возникали заводские поселки, которые тогда застраивались в основном малоэтажными домами. Военная обстановка требовала максимальной дешевизны строительства, вследствие чего применялись простейшие конструкции и наличные местные материалы.

Так в 1942 году в связи с ростом населения и развитием строительства заводов, город Рубцовск переведён в разряд городов краевого подчинения. В годы Великой Отечественной войны в Рубцовск были эвакуированы тракторный завод из Харькова и завод имени Октябрьской революции из Одессы. Эти предприятия дали рождение рабочим посёлкам.

За короткий срок были возведены жилые корпуса, появилась центральная площадь имени И.В. Сталина. Название площади связано с историей Рубцовска – посещением нашего города столь важной персоной в январе 1928 года. В память об этом событии в конце 1940-х годов воздвигли памятник вождю всех народов, который находился почти в центре площади, ближе к гастроному и нынешней остановке троллейбусов и «маршруток». Это была фигура Сталина в полный рост, в длинном пальто, с положенной на грудь правой рукой. Скульптура, изготовленная по особому заказу, возвышалась на высоком квадратном постаменте, выполненном местными мастерами. Пустоты были заполнены глыбами камня и галькой, залиты раствором бетона и облицованы гранитными плитами. Вокруг памятника красовался газон с невысокой оградой, а слева находился знаменитый дом «под шпилем». Это первое благоустроенное здание для работников АТЗ построено в 1949 году. Справа площадь завершалась корпусом совхоз-техникума, построенного в 1931 году в стиле классицизма и являющегося одним из старейших учебных заведений города. Площадь и окружающие её постройки представляли собой архитектурный ансамбль, исполненный в едином стилевом оформлении. Здесь находилось транспортное кольцо, на котором разворачивались автобусы. На месте нынешнего детского парка, столь знакомого малышам и их родителям, был сквер. С развенчанием культа Сталина всё изменилось: памятник свалили трактором, а его обломки, по воспоминаниям старожилов, ещё долго были разбросаны вдоль улицы Тракторной и служили забавой для детей.

Ансамблевой застройкой можно считать дома по улице Комсомольской от здания «под шпилем» до улицы Дзержинского. Эти строения выполнены в характере классицизма, имеют дворики, обнесённые оградками, что является немаловажным фактором при общении между людьми, т.к. здесь все знали друг друга, чего не скажешь о современных застройках.

Однако, как и по всей стране, передовые методы проектирования и строительства сочетались с консервативным приемом периметральной застройки кварталов, что ухудшало бытовые условия и обусловливало плохую инсоляцию значительной части квартир. В первые послевоенные годы строились главным образом малоэтажные дома, поскольку приходилось ориентироваться на простейшие методы строительства. Были разработаны серии типовых проектов таких жилых домов, что позволило в короткие сроки застраивать новые районы. Однако малоэтажная застройка приводила к большому расходу городских территорий.

С 1948 г. в жилищном строительстве увеличился удельный вес многоэтажных домов, и в эту область зодчества также стало внедряться типовое проектирование. Большой объем работ требовал типизации жилых, а также массовых общественных зданий. Однако типовое проектирование еще не было в достаточной мере комплексным: в разных сериях типовых проектов применялись разные конструктивные элементы. Таким образом, типовое проектирование в весьма недостаточной степени упрощало строительство. Повышение эффективности архитектурно-строительного дела тормозилось чрезмерным акцентированием эстетической стороны архитектуры в ущерб требованиям индустриального производства, без которого современное массовое строительство невозможно.

В эти годы в гигантских масштабах шло строительство, которое было проявлением героического стремления вырваться из вековой отсталости и достигнуть высокого уровня материальной и духовной культуры. В результате титанических усилий отсталый, аграрный, с полупатриархальным бытом Рубцовск стал превращаться в современный индустриальный центр Алтая. Интенсивно велись поиски прогрессивных путей развития архитектурно-строительного дела. В этот период определилась рациональная планировка и был разработан состав помещений для зданий разного назначения - производственных, жилых, общественных. При активном содействии архитекторов внедрялись передовые методы строительства.

В период 1933-1954 гг. одностороннее понимание архитектуры и тенденция к монументализации архитектурных образов вступали в конфликт с требованиями экономичности и практичности строительства. Эти явления в архитектуре рассматриваемого времени были вызваны рядом причин. Успехи социалистического строительства в 30-х гг., а затем победоносное окончание войны вызвали настроения, побуждавшие к созданию триумфальных образов. Определенную роль играли тенденции парадности в архитектуре. Архитектурная творческая практика во многом не согласовывалась с развитием строительной техники.

С 50-х гг. в нашем городе велось обширное жилищное строительство. Наряду с фасадной застройкой улиц и площадей осуществлялась застройка по территориям, т.е. формировались крупные жилые массивы, что является прогрессивным принципом советского градостроительства.

В огромных масштабах велось строительство всех видов сооружений, предназначавшихся для нужд народного хозяйства, для культуры и быта трудящихся. После колоссальных разрушений периода войны был не только восстановлен, но и значительно превзойден капитальный довоенный жилой фонд. Преобразился облик городов и сел. Этот период стал эпохой в истории советской архитектуры, заложил основы ее дальнейшего развития.

Внутриквартальные территории были обильно озеленены, но в них не хватало необходимых хозяйственных устройств. Традиционные композиционные приемы обусловливали усложненную конфигурацию зданий, что препятствовало широкому внедрению стандартных строительных изделий заводского производства. Фасады оснащались декоративными деталями, которые изготавливались индустриальным способом; между тем массовое производство единообразных художественных элементов, стиль которых соответствует эпохе ручного труда, приводило к их эстетическому обесценению.

Самым ярким архитектурным ансамблем города Рубцовска является площадь Ленина. Старожилы отлично помнят, что на месте сегодняшнего дворца культуры было футбольное поле, а на месте телефонно-телеграфного пункта и набережной – саманные домики. От футбольного поля к железной дороге расстилался пустырь, по которому тянулись столбы с проводами.

Площадь им. Ленина образовалась, когда с юга расстилался город, а с севера к объединению с ним стремился поселок тракторостроителей, который рос очень быстро. Так в центре и образовалась пока безымянная площадь, которую по периметру обрамляли высотные по тем временам дома, абсолютно не похожие друг на друга, хотя и выстроены они в характере классицизма, что соответствовало стилевой направленности архитектуры 30-50-х годов 20-го века.

В 1953 году было построено административно-бытовое здание гостиницы “Алей”. Кирпичное, четырёхэтажное строение, которое состоит из прочных материалов: фундамент бутовый, ленточный, стены кирпичные, среднего архитектурного направления. Кровля – железная. Перекрытия – деревянные, со штукатуркой. Полы – паркетные, лестницы – на металлических косоурах с мозаичными ступенями. Двери – филенчатые, высшего качества, с окраской.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)