Культура  ->  Литература  | Автор: Будилина Дарья Сергеевна | Добавлено: 2015-03-12

Биография В.Г. Короленко

Творчество Короленко падает в основном на третий этап освободительного движения в России, который характеризуется движением самих масс, руководимых единственно до конца революционным классом-пролетариатом, его авангардом – коммунистической партией. Отсюда новое в творчестве Короленко-показ процесса революцинизации народа.

Народный заступник, ненавидевший царское самодержавие, Короленко принимал самое активное участие в общественной жизни своего народа. Господствующей, основной мыслью пишет Короленко в «истории моего современника», - своего рода фоном, на котором я воспринимал и видел явления, стала мысль о грядущем перевороте, которому надо уготовить путь… Страшные эти будут дни. Но они будут, если жива душа народа, - а душа его жива».

Вся жизнь Короленко и была «уготовлением пути» грядущему перевороту, который должен был принести свободу и независимость России и её народам.

Тернистым был жизненный путь народного заступника. В 1876 году за подачу коллективного заявления студентов, направленного против полицейского режима, Короленко в числе трёх депутатов был исключён из Петровско – Разумовской академии. Однако дело не ограничивалось исключением Короленко из числа студентов. Через несколько дней его арестовали, посадили в полицейскую часть и затем отправили в ссылку. Более года он провёл в Кронданте как политический ссыльный.

Дальнейшие попытки получить высшее образование ни к чему не привели. Короленко было отказано в восстановлении Петровской Академии, не смог он учиться и в Петербургском горном институте, куда ему удалось поступить.

В то время Короленко считался «политически-неблагонадёжным», состоял на подозрении у полиции. Вскоре, после того как народники убили шефа жандармов Мезенцева, Короленко был арестован и без всяких на то оснований посажен в тюрьму. С 1879 года в его жизни начинается беспрерывная полоса ссылок. Здесь-то и пригодилось знание сапожного ремесла, как источник существования.

Короленко перенёс тяжкие лишения в вишневолоцкой тюрьме и тобольском военно-каторжном каземате, ссылки в Вятскую и Пермскую губернии.

01 марта 1881 года народники убили царя Александра II . Новый царь, АлександрIII, жестоко расправившись со всеми подозрительными людьми. Чтобы часть политических ссыльных была приведена к специальной присяге на верность его интересам. Короленко, который отбывал в то время ссылку в Перми, на требование присягу- ответил мужественным отказом. Он не подписал присягу царю, власть которую казалось ему несправедливой, направленной против интересов народа. Последствия этого отказа не заставили себя ждать.

В деле «государственного преступника» - «сапожника и живописца» В .Г .Короленко – появилась резкая характеристика требовавшая самых суровых наказаний. Короленко был арестован и отправлен в отдалённую ссылку – в слободу Амгу Якутской области.

По пути в новое место ссылки в течение трёх месяцев Короленко пришлось побывать в Тобольской, Томской, Красноярской, Иркутской и Якутской тюрьмах.

Даже во время коротких передышек в пути его не оставляли на свободе.

24 ноября 1881 года, в сопровождении жандарма и конвойного солдата, он был доставлен в Якутск, а отсюда после пятидневного заключения в тюрьме в сопровождении местного казака направлен на место поселения в слободу Амгу, где и прожил около трёх лет.

Амга, как в целом вся Якутия в те времена, служила местом ссылки политических преступников. В начале 1880 годов в Амге и неподалёку от неё находилось немало политических ссыльных. Из них наиболее видные: Васильев Н.В. в 1863 году по обвинению в злоумышлении на жизнь Александра III и составлении и распоряжении «возмутительных воззваний» приговорённый к смертной казни, замененной десятью годами каторги, по отбытии которой в 1872 году поселен в Амге; Панин И.И. ,

Вайнштейн И. Я., и Павлов А. П. сосланные за революционную деятельность, Вырембовский Ю. и Пекарский Л.М. поселенные здесь за участие в польском восстании 1863 года. Здесь же был Ромась М.А., которого позднее А.М. Горький любовно описал в книге «Мои университеты» и другие.

Со всеми политическими у Короленко установились дружеские отношения. В самых хороших отношениях он был и с местным населением. О. В. Аптекман в книге «Общество», «Земля и воля» 70-х годов» говорит, что в Амге вокруг Корленко образовался своего рода идеологический центр, куда съезжались политические ссыльные из разных улусов. «Тут – пишет он, - мы находили отдых, мир, отраду души; тут мы делились своими мыслями, чаяниями и стремлениями, проверяя себя, черпая силу, поддержку в предстоящей многим из нас домом ещё жизни по неволе. Тут же выступали мы с первыми литературными опытами. Короленко прочёл нам «Сон Макара» и «Соколинца».

В Амге Короленко поселился сперва в пустующей нежилой юрте на краю слободы, а затем в доме крестьянина – бедняка Захара Цыкунова, который стал прототипом Макара в широко известном рассказе «Сон Макара». Это произведение, по удачому выражению Розы Люксенбург, одним взмахом поставило Короленко в ряд с большими художниками русской литературы.

Живя в Амге, Короленко занимался сельским хозяйством. В июне 1882 года он писал своему сослуживцу по Перми – А. К. Малакову: «Ведём существование хлебопашцев. Мои товарищи Панин и Вайнштейн имеют хозяйство, к которому примкнул и я. Работы идут успешно. Вспахали сами 14 пудов земли (здесь земля меряется пудами, шесть пудов составляют казённую десятину). Кроме того, имеем огород, где посеяли капусту, картофель и вообще всякую овощь. Теперь отдыхаем до сенокоса, занимаемся работами по дому и огороду. Ждём урожая, интересуемся погодой, ходим или ездим верхом на пашню смотреть всходы».

Короленко занимался кроме того, педагогической деятельностью, обучая детей местных жителей, а также сапожным ремеслом, охотой и рыболовством.

Жизнь в Амге дала Короленко как художнику много. Природа, местное население, его нравы и быт послужили богатым материалом для его художественных произведений. Такие произведения как: «Сон Макара», «Марусина заимка», «Ат – Даван», «Государевы ямщики», «Соколинец», «Последний луч», «Мороз», «Огоньки» и другие были написаны либо в амгинской ссылке, либо позднее под впечатлением, связанным с Амгой.

Воспоминаниям о якутской ссылке посвящена и почти вся четвёртая книга «История моего современника», в которой Короленко даёт историю целой эпохи, историю целого поколения. Якутская природа во всей её своеобразной красоте особенно привлекала Короленко. Его описания тайги полны непередаваемых поэтических красот и глубокой жизненной правды. Лучшие по своим художественным достоинствам страницы сибирских рассказов Короленко посвятил описанию реки Лены. Но основное место в них занимает описание жизни и быта людей. Человек и его стремление к счастью всегда стояли в центре внимания писателя – гуманиста и демократа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)